Блог

Что можно начислять в квитанциях: на что собираются деньги?

Жилищные услуги

Это все, что связано с содержанием общего имущества дома:
  • уборка мест общего пользования,
  • обслуживание инженерных систем,
  • текущий ремонт,
  • вывоз крупногабаритного мусора,
  • содержание придомовой территории и т.д.

Размер платы за жилищные услуги может быть установлен:
  • в соответствии с тарифами, утверждёнными на общем собрании,
  • или в случае отсутствия решения — по муниципальному нормативу.

Коммунальные услуги

Это ресурсы, которые поставляются в квартиры и на общедомовые нужды:
  • холодная и горячая вода,
  • отопление,
  • водоотведение,
  • электроэнергия,
  • газ,
  • обращение с ТКО (мусор).

Основание для выставления оплаты — договоры ТСЖ с ресурсоснабжающими организациями.

Прочие услуги

Сюда входят:
  • домофон,
  • охрана (в том числе вахтёр или ЧОП),
  • автоматические ворота и шлагбаумы,
  • видеонаблюдение,
  • диспетчеризация,
  • интернет и ТВ в местах общего пользования.

Начисления возможны только при наличии:
  • заключённых договоров,
  • и решения общего собрания собственников.

Разовые сборы и резервные фонды

ТСЖ может вводить:
  • разовые сборы (например, на капитальный ремонт лестничных клеток, замену окон, оборудование детской площадки),
  • пополнение резервного фонда (на аварийные работы, непредвиденные расходы).

Такой сбор возможен только после голосования собственников, с утверждением конкретной суммы, цели и порядка расходования.

Дополнительные уточнения:

1. Основание для начислений

Каждый вид начисления должен быть юридически обоснован:
  • решениями общих собраний,
  • сметой,
  • договорами с подрядчиками или ресурсоснабжающими организациями.

2. Разграничение ролей между ТСЖ/подрядчиком

Важно понимать, кто оказывает услугу, а кто только проводит платеж. Например, если охрану обеспечивает подрядная организация, это должно быть отражено в договоре.

3. Легитимность начислений

ТСЖ не вправе вводить новые сборы без одобрения общего собрания. Все начисления должны быть основаны на решениях собственников.

4. Коммуникация с жителями

Поясняйте состав каждой строки в квитанции:
  • публикуйте протоколы собраний,
  • делайте расшифровку «Содержания жилья»,
  • объясняйте, зачем введена каждая услуга или сбор.

5. Учет региональной специфики и гибкость

В разных регионах могут быть свои особенности:
  • нормативы,
  • субсидии,
  • постановления местной администрации.

Также, подход к наборам услуг может меняться в зависимости от типа дома, количества жителей, финансовых возможностей. Индивидуальный подход повышает доверие к правлению и работе ТСЖ.

Четкое разграничение видов услуг, прозрачность начислений и легитимность всех сборов — залог спокойствия в доме и защиты прав председателя и правления ТСЖ.

Присоединяйтесь к нашему Телеграм-каналу, чтобы получать больше полезных материалов: 👉 https://t.me/academy_tsg.
2025-06-05 09:44